«Калипсо»

Благодаря своей универсальности судно «Калипсо»  прекрасно подходит как для морских прогулок и рыбалки, так и для обеспечения дайвинга и водолазных работ. 
Уникальное сочетание грузоподъёмности, малой осадки, непотопляемости  при достаточно большой автономности делает «Калипсо» незаменимым при обеспечении экспедиций и туристических походов  в самые труднодоступные районы Северо-западной части Чёрного моря.Эти же характеристики позволили этому судну быть самым результативным при выполнении морского поиска с системой гидролокатора бокового обзора.

  • Длина 9,5 метров
  • Ширина 3,6 метров
  • Высота борта 1,4 метра

  • Грузоподъемность 6 тонн
  • Главный двигатель VOLVO — PENTA M3 SOLAS
  • Запас хода 300 миль

Дайвинг-бот «Калипсо» изначально представлял из себя спасательный мотобот с известного пассажирского судна «Иван Франко». Куплен  организаторами «Одесской Школы водолазов и дайвинга «Кусто» в 2001 году.  Несмотря на некоторые сомнения в использовании большой моторной спасательной  лодки на 83 места, в качестве судна-обеспечения дайвинга и морских экспедиций,  последующий  опыт эксплуатации «Калипсо» полностью подтвердил   правильность этого  выбора.

Большую роль в приобретении этой лодки  сыграл  руководитель Дайвинг-Клуба «Кусто» Владлен Тобак, уже получивший к тому времени  опыт морских переходов, в частности организации и  проведения уникальной экспедиции на шлюпке Ял-6  к острову Тендровскоя коса.

Полученный экспедиционный опыт и желание продолжить изучение этого красивейшего района Северо-западной части Чёрного моря,  с желанием значительного повышения комфорта (в сравнении с Ял-6), грузоподъёмности и главное безопасности к  новому экспедиционному судну, определились следующие требования: 

  • Максимально возможная грузоподъёмность  при длине корпуса до 10 метров. (С учётом ограниченного бюджета на покупку, стоянку, амортизацию была принята длина судна в 10 метров  как максимально-оптимальная  ;
  • Мореходность, непотопляемость с  запасом по плавучести;
  • Максимально возможная обитаемость с наличием большого свободного пространства, которое можно трансформировать под различные задачи;
  • Рабочая площадь судна должна иметь защитный навес при  трансформации её под ночёвку  экипажа из 12 человек;
  • Максимально-возможная экономичность по расходу топлива с запасом хода не менее 200 миль;
  • Конструкция  судна должна иметь минимально возможную осадку (до 0,7 метров) для подхода к песчаному берегу для погрузки экспедиционного оборудования;
  • Винт защищён рулевой насадкой с расположением выше линии киля.

Чем больше мы анализировали эти, в чём-то противоречивые требования, тем больше понимали, что  подобные конструктивные особенности предъявляются к морским спасательным шлюпкам-мотоботам.

Дальше было делом техники — это найти НАШУ во всех смыслах лодку, которая в последствии превратилась в известный  многим поколениям дайверов и учёным наш  легендарный дайвинг-бот «Калипсо». 

Технические характеристики, особенности дайвинг-бота «Калипсо»:

  • Постройка: Голландия 1991 году;
  • Длина:      9,5 метров;
  • Ширина: 3,6 метров;
  • Высота борта: 1,4 метра;
  • Скорость: 6 узлов;
  • Грузоподъёмность: 6 тонн;
  • Двигатель: Дизель морской Volvo-Pento 2003 Solas – 31 л.с;
  • Благодаря конструкции с  большими объёмами плавучести (с заполнением пенополистиролом), установленными по всему внутреннему периметру корпуса и   являющимися его частью — судно непотопляемо;
  • Пропульсивный комплекс: одновинтовая схема с рулевой насадкой;
  • Из преобразований на судне выполнено:
  • Установка второй, открытой,  палубы из деревянных брусьев, что значительно увеличило обитаемость и комфорт судна;
  • Установка стационарного камбуза и гальюна;
  • Комплектация всем необходимым навигационным оборудованием и спасательными средствами согласно требованиям РСУ;
  • Обеспечение электроэнергией осуществляется палубным бензогенератором 220вольт от: 1,7до 6 квт. в зависимости от задач;
  • Также, для выхода из воды дайверов и водолазов, по обоим бортам судна установлены специальные трапы, допускающие выход в ластах;
  • Общее количество пассажиров по действующим судовым документам: 12 чел;
  • Установка специального оборудования в зависимости от задач выхода: компрессор,  баллоны для хранения сжатого воздуха, помпа для грунторазмыва, поисковая система — гидролокатор бокового обзора Edge Tech 4125 и другое.

Для столь малого и полного противоречий судёнышка, решённые с его помощью за 20 лет эксплуатации задачи просто ошеломляющие:

  • Проведение с помощью «Калипсо» многочисленных экспедиций в районы острова Тендровская коса, Березань, мысов Будаки и Бурнас; 
  • Обеспечение огромного количества учебно-тренировочных погружений на затопленные объекты Одесского залива;
  • Потрясающая по задачам и авантюризму экспедиция в район острова Змеиный с целью идентификации подводной лодки Щ-212 в 2003 году. (Именно благодаря этому судну нами впервые изучены торпедные катера «Vidgelia» и «Viforul» в 2004 году (г. Черноморск)).
  • Техническое обеспечение  съёмок на воде в фильме «Есенин» 2005 год;
  • Открытие и изучение с помощью представителей НАН Украины единственного  морского, подводного палеонтологического музея  в районе мыса Б.Фонтан в 2007 году; 
  • Обеспечение поисковых работ с применением ультразвукового оборудования, в результате которого было найдено несколько затопленных объектов, из которых наиболее известный  это немецкий транспортный самолёт JU-52  в 2008 году. При последующих выходах на «Калипсо» удалось поднять с этого объекта ценнейшие исторические артефакты и передать их  представителям Министерства культуры Украины;
  • С 1 июня 2008 года судно «Калипсо» обеспечивало работу научной экспедиции «Института Биологии Южных морей»  в районах Дельты Дуная и до территориальных вод Румынии с решением важных стратегических задач Украины;
  • В 2008-2009 году с помощью «Калипсо»  и используемого с его борта  системы гидролокатора бокового обзора и водолазного метода  выполнено полное  историческое расследование района гибели транспорта  «Ungvar» и кораблей сопровождения «Vidgelia» и «Viforul» г. Черноморск;
  • В 2009 году участие судна в рамках совместного проекта «Кинбурн 2009» по изучению затопленных объектов;
  • В 2010-2012 годах «Калипсо» обеспечивало проведение экспедиции – акции памяти с возложением венков, установлением мемориальной доски, в рамках известного  Проекта «Мемориал Зальцбург».
  • Судно «Калипсо»  постоянно используется ООО «Лаборатория подводных технологий» в качестве судна-обеспечения водолазных работ (2015-2017 годах, обеспечение аварийных ремонтов подводных трубопроводов в Одесском заливе);
  • 2016  Работа по сбору биологического материала с учёными Института биологии южных морей в районе Северного сброса;
  • 2016 — 2017 года гидроакустическое и водолазное обследования трубопровода Северный Одесский; 
  • 2014 – 2020 года судно используется в качестве учебного судна при организации тренировок с курсантами-водолазами ГП «Учебно-курсовой комбинат «Одесбуд»

Огромный практический экспедиционный опыт, полученный с помощью  дайвинг-бота «Калипсо» стал основой для осуществления  проекта по постройке судна «Auguste Piccard».

[contact-form-7 id=»76″ title=»Контактная форма 1″]