6. 28.09.2014 “AUGUSTE PICCARD” Судовой журнал

Наше новое экспедиционное судно ещё в стадии завершения строительства и находится в Херсоне, но тем не менее мы провели две итереснейшие экспедиции с дайверами и представителями науки, уже оставив за кормой не одну сотню миль… Удовлетворённые результатами и полученным опытом, мы решили все наши силы направить на завершение  подготовки судна к следующему сезону…

Но тут к нам обращается Алексей Свердлов и просит организовать экспедицию ещё в этом году… Не смотря на большие сложности по остановке планов работ и значительные дополнительные затраты по перегону судна в Одессу, а потом обратно в Херсон, наш дух авантюризма и жажда морских путешествий взял вверх… О чём, впрочем, мы совсем не пожалели…Экспедиция получилась великолепной во всех смыслах…

Ночь с 27-28 сентября, я не сплю, очень волнуюсь…Три члена экипажа: Максим, Владимир, Надежда (наш Кок) в штормовом море ведут судно в Одессу. В 12 ч. 20 мин. Звоню Максиму и он сообщает: «Мы задраили все люки, волны не меньше 2,5 метров, брызги заливают Ходовой мостик (вторая палуба), внизу всё попадало, Надежде плохо…, но судно ведёт себя очень хорошо…»

28.09.14 3ч. 00 мин НИС «Auguste Piccard» становится на якорь на траверзе входа в Марину нашего Одесского ЯхтКлуба. Опасный и сложный заход крупного судна по Яхтклубовским меркам решили перенести на 8ч. утра, так как приезд участников на погрузку запланирован на 9 часов…

28.09.14 8ч. 30 мин… Судно при сильном боковом ветре с NW заходит в Марину, заставляя меня и других встречающих хорошо  поволноваться… Швартуем судно, выдох облегчения… И уже другие напряги по временному оформлению и осмотру судна представителями Портнадзора, оформление Судовой роли и т.п.… 

Первый день экспедиции 28.09.14 

12ч. 00 мин…Наконец все формальности и работы по погрузке соблюдены и мы с отставанием на 1 час выходим из Марины. Участники экспедиции 22 человека из них экипаж судна:

  1. Микитенко Максим – капитан;
  2. Пучинин Владимир – мастер наставник, механик, наш строитель,  рулевой —судоводитель;
  3. Тобак Влад – руководитель экспедиции,  компрессорщик, рулевой — судоводитель;
  4. Татьяна Лошицкая – фотокорреспондент экспедиции, руководитель научной части экспедиции «Мониторинг морских млекопитающих»… 
  5. Надежда Фицай – проверенный в прошлых экспедициях судовой Кок.

Ветер NW 12 м. в сек. в порывах более 15, но с учётом небольшой длины разгона это не сказывается на нашем судне (метровая волна для которого практически не ощущается)…

12ч. 30 мин… Все построены на третьей палубе для торжественного подъёма Флага Украины и официального открытия экспедиции. Флаг поднят…

13ч. 00 мин…Заметили в море надувную лодку с людьми, которые знаками показывали, что им нужна помощь… Проводим спасательную операцию и буксируем лодку с рыбаками ближе к берегу, откуда они были унесены шквальным ветром…

14ч. 40 мин.

 Погружение на объект «Дюрнштайн». Впервые ведём обеспечение погружений в столь сложных погодных условиях (шквальный ветер и море до 3 б) и без постановки на якорь. Наше судно показывает чудеса манёвренности и управляемости…

16ч. 40 мин. Взяли курс на мыс Будаки… Ветер без изменений… Волны более метра, совершенно не сказываются на нашем судне, идём как по рельсам…

22ч. 20 мин.  Становимся на якорь в районе мыса Будаки.

Второй день экспедиции  29.09.14

5 ч. 20 мин.  Просыпаюсь от вкусного запаха с камбуза…

6ч. 30 мин.  Снимаемся с Якоря и берём курс на объект «Теодорих» Ветер NW — 6-8 м/сек.

7ч. 10 мин. Проходим объект «Зальцбург», где в годы ВОВ погибло более 2000 военнопленных,

Идём малым ходом под гудение судового  горна и сирены.

8ч. 00 мин. Обеспечение погружений на объект «Теодорих»

10 ч. 00 мин. Идём курсом на объект «Анкара», ветерзначительно ослаб,

 поэтому решили впервые стать над объектом на якорь.

12 ч. 40 мин.  Обеспечение погружений на объекте «Анкара»,

сбор морепродуктов, отдых с купаниями и т.п., переходящий в обед…

17 ч. 25 мин. Обеспечение погружений на объект «Николай»

19 ч. 00 мин.  Праздничный ужин (шашлык от капитана, мидии от Романа и т.п.)

21 ч. 20 мин.  Поднимаем якорь с объекта «Николай» и берём курс на объект «Щ-212», что расположен в 6-ти милях  от острова «Змеиный»

23 ч. 40 мин. Максим сменяет вахтенного рулевого Владимира. Ещё раз уточняем план, ночного перехода и маршрута. Решаем сделать небольшой крюк, чтобы не выйти из територриальных вод  Украины. Также, определяем эффективную скорость судна с целью

подхода к объекту «Щ-212» к 5-ти часам утра. Из-за увеличения ветра с SE и волнения приходится запустить вторую машину для поддержания  установленного на переходе хода,  к сожалению при этом выйдя при этом из экономичного режима потребления топлива.

Третий день экспедиции 31.09.14

1 ч. 40 мин.  Преодолевая накопленную усталость и сон, иду на мостик и сменяю на вахте Владимира. Ветер тот же, волнение 2 б.  Многочисленное навигационное оборудование работает в ночном режиме, два светящихся кильваторных следа за кормой

 «Auguste Piccard» и звездное небо над головой создают впечатление,  что мы летим на космическом корабле по бескрайней Вселенной…

2ч. 50 мин. Хорошо видны огни островного Маяка. Меня чуть ли не силой заставляют идти отдыхать, говоря, что и без меня с управлением разберутся…

5ч. 00 мин. Словно по расписанию подходим к объекту «ПЛ Щ-212». Тратим немного времени на получение эхоконтакта  и уточнение координат и ложимся в дрейф.

6ч. 00 мин. Хожу по каютам и командую «подъём» для всех, кто желает нырять на этом объекте.

6 ч. 30 мин. Чай, брифинг и  подготовка к погружению… Говорю ребятам, что желательно отнырять без ненужной траты времени, чтобы не мешать «Касатке» также обеспечивающей группу дайверов…

Вызывает Лебедь 111 (Погранцы острова, задают стандартные вопросы и желают спокойного отдыха)

6 ч. 55 мин. Устанавливаем маркер-буй. Начинаем обеспечивать погружение из-за сильного течения и глубины без постановки на якорь…

7 ч. 05 мин. Погружение в самом разгаре. Проснулись  «Радушные хозяева» острова и  тот, кто, видно, считает себя главным  грозно закричал на весь УКВ эфир: «Вам даётся ровно тридцать минут, чтобы убраться с объекта, иначе…» При этом этот развивающий островной туризм «Гостеприимный хозяин» острова,  также в открытом эфире, сбиваясь в расчётах, продемонстрировал свои дайверские знания в  определения этих самых «30 минут с учётом всех наших процедур всплытия и т.п…». 

8 ч. 00 мин. Уже 10 мин. идём в направлении острова для того, чтобы обойти остров по периметру вместо изначально запланированной экскурсии по острову. 

Снова вызывает Лебедь 111, и,  исполняя волю «Хозяина острова»,  интересуется почему мы до сих пор стоим  на объекте.

Лебедь 111: «Почему Вы до сих пор находитесь на объекте Культурного наследия Украины»? 

Теперь я не занят обеспечением дайверов, могу спокойно высказаться в этом вопросе по УКВ: 

Вы имеете под рукой документ о том, что этот объект является таковым? Возможно, Вы когда-то видели этот документ? На каком основании и по какой инициативе Вы объявляете этот объект объектом Культурного наследия Украины? 

Он отвечает: «У меня нет такого документа, но Вы можете обратиться в Министерство Культуры»

Я: В 2006 году я был Руководителем работ в официальной экспедиции по идентификации этого объекта, сбора материала по его Паспортизации и т.п. Работа не была доведена до конца и до сих пор положение не изменилось…

Лебедь 111: «Не знаю, но до меня доведена информация…»

Далее Я: Час назад в эфир выходил Радиохулиган, иначе как назвать человека который в открытом эфире кричит: «Убирайтесь…». Почему Вы позволяете в таком неуважительном для морского эфира тоне использовать Ваш позывной? Пожалуйста, сообщите имя этого Радиохулигана и Ваше имя и должность.

Лебедь 111: «Я представитель погранслужбы острова Змеиный»…

Отвечаю:  Всё понятно. Сейчас я не находимся в районе объекта, а двигаемся со скоростью 5 узлов в направлении острова. Повторюсь: наше судно под флагом Украины и все члены экипажа проживают в Украине. Я могу подойти к острову и обойти его вокруг в целях визуальной экскурсии?

Лебедь 111: «Да, конечно, только постарайтесь не останавливаться в районах расположения объектов. Спасибо, до связи на 16…»

Через некоторое время легко узнаваемый голос Радиохулигана вызывает на связь!

 «Гостеприимный хозяин» острова  на этот раз нормальным тоном: 

«В Северо-Западной части острова проводятся водолазные работы, лодка с флагом Альфа и т.п. будьте осторожны»…

 Понятно,  это ведутся работы на судне с экспедиционным названием «Потрокл».

10ч. 05 мин. Начинаем обходить остров, фотографируемся, наблюдаем надувнуху с «Альфой», советую Владимиру обойти лодку с мористой стороны не менее чем за 100 метров. Что мы и делаем…

Через некоторое время в эфире слышен крик очередного заместителя по 

Охране острова от Туристов:

«Какого…Вы, Вы не поняли что Вам сказали, Вам что моря мало…»

Я срочно говорю рулевому взять лево на борт, подозревая, что дайверы-археологи уже под винтами и к нахождению «Альфы» не имеют никакого отношения…

Чтобы не беспокоить археологов обеспечивающих водолазные работы говорю: Маневр наблюдаете?

«Зам по Потроклу»: «Да, вижу, приняли влево… »

Сделали круг вокруг острова, пофоткались и  пошли подальше к границе зоны територриального влияния «гостепреимного» острова Змеиный, для поиска стада Дельфинов — научная работа «Мониторинг морских млекопитающих», в которой наше судно и наша МОО «Украинский центр морских экспедиций» принимает официальное участие…

15 ч. 00 мин. Наконец встречаем первых Дельфинов в 10 милях от острова Змеиный.

Делаем фотографии и снимаем видео. Даже получилось сделать первое гидроакустическое изображение части дельфиньевого стада Афалин…

16 ч. 30 мин. Лежим в дрейфе в 8-ми милях Южнее о.Змеиный. Купаемся в кристально чистой и тёплой воде Чёрного моря.  Такой чистой и прозрачной, что даже в Крыму я такой никогда не видел. Желающие занимаются прыжками в воду со второй палубы судна. Все в полном восторге… 

18 ч. 00 мин. Берём курс к материку…Ветер с Е – 6 м/сек. Волна 2 б.

20 ч. 30 мин… Выходим из 12-ти мильной зоны острова Змеиный.  Наблюдаем «Касатку» по системе АИС, до сих пор стоящую на одном из объектов. Понимаем, что есть проблемы, чуть позже слышим по УКВ переговоры о поломке главной машины «Касатки». Переживаем за дайверов, находящихся на «Касатке».Участники нашей экспедиции уточняют, имеет ли «Auguste Piccard» возможности  для буксировке  «Касатки». Мы уже находимся в 14 милях от «Касатки», но Алексей Свердлов связывается с директором КП «Островное», чтобы узнать о том, что происходит. Господин Яснюк, видно не хотел выносить проблемы и мог решить вопрос своими силами сообщил, что там всё прекрасно…

23 ч. 40 мин. Я на вахте. Курс на Мористую оконечность Днестровской банки. Ветер  без изменений с Востока, волна 3 бала. Вспоминаю,  как было тяжело длительное время находиться в море при Восточном ветре на нашем «Калипсо» и других относительно «Auguste Piccard» маломерных судах. А тут судно надёжно идёт в открытом море, уставшие от впечатлений дайверы, вкусно поужинав, спят в белоснежных постелях в уютных каютах, приняв душ перед сном, а некоторые даже прогрелись  в судовой сауне… Я в полном комфорте, смотрю на экраны двух огромных мониторов навигационного комплекса Simrad, где информация плоттера, АИС, радара, эхолота, дополняя друг друга, даёт дополнительное ощущение надёжности и стабильности нашего судна….

Четвёртый день экспедиции 31.09.14 года

1 ч. 15 мин. Снова меня  просят покинуть мостик и идти отдыхать…

5 ч. 02 мин. Слышу, что мы начинаем становиться на якорь и поднимаюсь на Мостик.

Как всегда с точностью курьерского поезда и согласно намеченного плана стали на якорь на мористой стороне Днестровской банки (Легендарное место фишинга на Чёрном море).

5 ч 30 мин. Я приступаю к ловле черноморского бычка-мутанта, легеды о величине которого давно вышли за пределы нашей страны.  Чуть позднее к рыбалке присоединяется Роман, и другие желающие порыбачить по утренней зорьке. 

7 ч. 40 мин. Снимаемся на объект «Горделия» с ведром свежайших, только что выловленных бычков. Надежда приступает к чистке, а я иду организовывать  забивку баллонов, кстати, ребята уже и без меня отлично справляются с этим процессом.

8 ч. 55 мин. Погружение на объект «Горделия»…

11 ч. 00 мин. Снимаемся с объекта и берём курс в район гибели тр-та «Унгвар» и торпедных катеров-сопровождения «Виджелия» и «Вифорул».

12 ч. 10 мин. Приглашаю всех на Уху из бычков, выловленных участниками экспедиции на Днестровской банке. Уха от руководителя экспедиции, т.е. в моём исполнении пришлась всем по вкусу (большая кастрюля пуста).

13 ч. 30 мин. При подходе к объекту встретили Ильичёвских дайверов на катере «Импульс», которые не сдерживая эмоций восхищёно приветствовали «Auguste Piccard» руками и судовой сиреной,мы в ответ тоже приветствовали их…  Обеспечиваем погружение на объект «Виджелия». 

15 ч. 30 мин. Снимаемся и берём курс на Одессу. Море – полный штиль…

17 ч. 10 мин. Я на вахте, любуюсь родными видами, по которым уже успел  соскучиться.

Ребята заняты опреснением снаряжения из душевого шланга джамп-площадки дайвдэка. Как удобно, что установленная на судне система опреснения позволяет иметь практически неограниченные возможности по пользованию пресной водой…

18 ч. 00 мин. Максим на вахте, получает Инструкции по первой самостоятельной швартовке от нашего  Мастера-наставника Владимира.  Окончательно выхожу на связь с руководством ЯхтКлуба и швартовщиками, и убеждаюсь, что всё в порядке и все ожидают и готовы к нашему прибытию…

18 ч. 35 мин. Максим безукоризненно подводит судно к гостевому причалу нашего Яхтклуба и я с Владимиром кидаем швартовы в руки встречающих на берегу Стаса и Коли.

Мы дома, всем немного грустно и не хочется уходить с борта нашего судна «Auguste Piccard», ставшему на эти дни нашим надёжным и уютным домом, нашей надеждой. Последнее групповые фото участников экспедиции. За кормой остались очередные несколько сотен морских миль и ещё одна сбывшееся мечта.

До скорых встреч на борту «Auguste Piccard»! До новых экспедиций!